Завершающий день Синода Константинопольского патриархата принес неожиданности для всех.
Евстратий Зоря, пресс-секретарь УПЦ КП, сообщил о том, что Синод принял несколько важных решений, передают Главновости.
Первое – снятие анафемы с так называемого Киевского патриарха Филарета и главы украинской православной автокефальной церкви Макария.
Второе – признание незаконной аннексии Киевской Митрополии Русской Церковью в 1686 году.
Глава Киевского патриархата вышел на пресс-конференцию после богослужения и лично подтвердил эту информацию.
Филарет сказал, что причиной анафемы стало непризнание «российской церковью» независимости Украины, которая была провозглашена в 1991 году.
Филарет уверен, что теперь так называемый Киевский патриархат сможет объединиться с Украинской Православной Церковью и все таинства, совершаемые его епископатом, стали каноничными и благодатными.
Филарет сделал прогноз, что после начала движения в сторону объединения нескольких украинских православных церквей Константинопольский патриарх даст Томос новой автокефальной церкви – единой украинской церкви, которая войдет в молитвенное общение со всеми поместными Православными церквями.
Украинская земля будет признаваться канонической территорией Константинопольского патриархата.
Филарет допустил, что на этой территории могут существовать и другие церкви, однако теперь Украинская Православная церковь должна получить название Российской Православной церкви.
Название Украинская Православная церковь будет присвоено новосозданной автокефальной религиозной организации.
На вопрос журналистки о том, будет ли теперь Филарет митрополитом или патриархом, он ответил:
«Я был патриархом, есть и буду патриархом».
В отношении объединительных процессов Филарет сказал, что они будут происходить через консультации и собеседования. Киевский патриархат, по его словам, заинтересован в спокойном и мирном, добровольном объединении с приходами и монастырями.
Ранее Главновости сообщали, что Филарет анонсировал объединительный собор для получения Томоса.
Он высказывался о том, что после получения автокефалии собственность УПЦ должна быть передана новой религиозной структуре.