Само слово “собор” в данном случае можно было бы перевести как “собрание”. Таким словом обычно обозначается праздник, который посвящён прославлению определённой группы святых, выделенных по географическому, или какому-то другому, признаку.

Со­бор пре­по­доб­ных от­цев Ки­е­во-Пе­чер­ских, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щих празд­ну­ет­ся ныне 28 сен­тяб­ря (11 ок­тяб­ря). Ра­нее эта об­щая па­мять со­вер­ша­лась в первую суб­бо­ту по от­да­нии празд­ни­ка Воз­дви­же­ния, т.е. по­сле 21 сен­тяб­ря (4 ок­тяб­ря).

Уста­нов­ле­ние празд­но­ва­ния об­щей па­мя­ти пре­по­доб­ных, по­чи­ва­ю­щих в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре, в суб­бо­ту, по от­да­нии празд­ни­ка Воз­дви­же­ния Чест­но­го Кре­ста, от­но­сит­ся к 1670 го­ду.

В 1886 го­ду при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пла­тоне празд­но­ва­ние па­мя­ти Со­бо­ра Ближ­них пе­щер бы­ло пе­ре­не­се­но на 28 сен­тяб­ря (11 ок­тяб­ря) в со­от­вет­ствии с со­вер­ша­е­мым 28 ав­гу­ста (10 сен­тяб­ря) празд­но­ва­ни­ем па­мя­ти Со­бо­ра свя­тых Даль­них пе­щер.

В Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры по­ко­ят­ся мо­щи 73-х святых. Самыми известынми среди них можно было бы назвать прп. Ан­то­ния (основателя Лавры), св. прав. Иули­а­нии, княж­ны Оль­шан­ской, прп. Несто­ра Ле­то­пис­ца, прп. Ни­ко­лы Свя­то­ши, прп. Али­пия ико­но­пис­ца, прп. Ага­пи­та, вра­ча без­мезд­но­го, прп. Илии Муромца.

Кро­ме этих 73-х свя­тых, сре­ди Пе­чер­ских пре­по­доб­ных из­вест­но 30 угод­ни­ков Бо­жи­их, от ко­то­рых со­хра­ни­лись ми­ро­то­чи­вые гла­вы.

В служ­бе пре­по­доб­ным от­цам Ближ­них пе­щер на 11 ок­тяб­ря упо­ми­на­ют­ся так­же пре­по­доб­ный Еф­рем свя­щен­ник (песнь 9), о ко­то­ром иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­по­фий­ский в 1638 го­ду пи­сал, что его нетлен­ное те­ло, об­ла­чен­ное в свя­щен­ни­че­ские одеж­ды, ле­жит на­про­тив свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Илии Му­ром­ца; пре­по­доб­ный Ев­ста­фий, быв­ший в ми­ру зла­та­рем (песнь 8).

В ка­ноне иеро­мо­на­ха Ме­ле­тия Си­ри­га так­же упо­ми­на­ет­ся (песнь 9) свя­ти­тель Ди­о­ни­сий Суз­даль­ский.

Вместе с тем, кроме пре­по­доб­ных, упо­мя­ну­тых в служ­бах, в опи­са­нии иеро­мо­на­ха Афа­на­сия Каль­по­фий­ско­го 1638 го­да ука­зы­ва­лись еще свя­тые, чьи мо­щи по­чи­ва­ли от­кры­то: пре­по­доб­ный Иеро­ним, за­твор­ник и чу­до­тво­рец, пре­по­доб­ный Ме­ла­дий, свя­той ста­рец и чу­до­тво­рец, пре­по­доб­ный Пер­гий, свя­той ста­рец, пре­по­доб­ный Па­вел, инок чу­дес­но-по­слуш­ли­вый.

В древ­них ру­ко­пис­ных свят­цах со­хра­ни­лись име­на иере­ев: пре­по­доб­но­го Ме­ле­тия, пре­по­доб­но­го Се­ра­пи­о­на, пре­по­доб­но­го Фила­ре­та, пре­по­доб­но­го Пет­ра.

В од­ном из от­ветв­ле­ний Ближ­них пе­щер 24 мая 1853 го­да бы­ли най­де­ны над­пи­си XI ве­ка на сво­дах: «Гос­по­ди, по­мо­зи ра­бу сво­е­му Фе­о­до­сию и Фе­о­фи­ло­ви, аминь, мно­га ле­та»; «Ива­нов гроб пе­щер­ни­ка Иван греш­ный се де жил и есть»; на ду­бо­вой до­сточ­ке: «Иван пе­щер­ник». Так от­кры­лись но­вые име­на пе­чер­ских от­цов: Фе­о­фил, Фе­о­до­сий и Иоанн.

Нет со­мне­ния, что из­вест­ны да­ле­ко не все име­на пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских. В об­щей па­мя­ти Со­бо­ра про­слав­ля­ют­ся все от­цы, про­си­яв­шие по­дви­га­ми в пе­ще­рах.

В ико­се Служ­бы на 28 сен­тяб­ря об этом ска­за­но так: «Вос­хва­ли­ти по еди­но­му, кто воз­мо­жет, свя­тыя Твоя, Бла­же, изо­чту их и па­че пес­ка умно­жат­ся. Но Сам, Вла­ды­ко Хри­сте, ис­чи­та­яй мно­же­ство звезд и всем име­на на­ри­ца­яй, яви им моль­бы на­ша…»