Накануне самого главного праздника православных христиан — Светлого Христова Воскресения — корреспондент «Главновостей» встретился с главой Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ, архимандритом Виктором (Коцабой).

Это был разговор о самом главном для всех украинцев. О том, что мир в Украине можно вымолить, если этого будет хотеть каждый человек. О том, что не имеет значения, где православный христианин будет освящать куличи — в большом храме или маленьком сельском приходе: благодать Божия действует везде. О том, какие чувства испытывает священнослужитель накануне Пасхи, как «наполняет» свою пасхальную корзину, какая Пасха стала для него самой запоминающейся.

Но говорили мы в праздничный день и о том, как привлечь молодежь в Церковь. Ведь архимандрит Виктор – священник современный, ведет свою страницу в фейсбуке и учит, как правильно «банить» тех, кто приходит в соцсети с недобрыми намерениями.

Поэтому беседа получилась всеобъемлющей и каждый читатель, вне зависимости от возраста, статуса, материального положения, найдет в ней для себя что-то важное, проникающее в самое сердце, которое в этот день должно быть открыто только Богу и великому, радостному празднику Воскресения Христова.

— Отец Виктор, с каким настроением православные встречают пасху в Украине, в стране, которая третий год переживает войну?

— Предпасхальное настроение всегда возвышенное и праздничное. Но именно в последние годы, когда мы переживаем то, о чем вы спросили, каждый верующий человек ожидает Пасху с особой надеждой. Надеждой на лучшее, на то что Бог пошлет нам мир. Он нужен и народу Украины, и каждому человеку в отдельности. Нельзя построить мир, когда одни хотят этого, а другие — нет. Необходимо, чтобы для достижения данной цели каждый из нас приложил свои собственные силы и участие. И если не будет стремления к миру у каждого православного украинца, то построить общественный мир мы также не сможем. Лично я, как и миллионы верующих, ожидаю, что через светлое Христово Воскресение мы сможем присоединиться к той великой радости, которая наполнит наши сердца добрыми помыслами. Если не будет зла в душе — не будет и разрушений, и войн и противостояний. А будет лишь мир и благосостояние.

— Можно ли вымолить мир в Украине?

— Конечно. Мы, люди верующие, твердо знаем, что человеческие возможности ограничены. Все, что возможно в человеческих силах мы, безусловно, делаем. Но бывает, что силы иссякают, и тогда мы все оставляем на волю Божию. Я несомненно верю и знаю: все, что сегодня происходит в стране, уже завтра коренным образом может измениться. И Бог по своей милости может привести наш народ к такому состоянию, когда все нынешние разрушения и войны останутся в прошлом. Поэтому мир можно вымолить, и история Церкви, история человечества неоднократно это подтверждали.

Так что для церкви и всех верующих людей, молиться за мир — это единственное, что можно делать в нынешней ситуации противостояния. Поймите, что Церковь не может занимать политическую позицию. В таком случае она становится на сторону какой-то части народа. А, значит, другую часть народа уже не поддерживает. И тогда Церковь перестает быть Церковью. Потому что Церковь должна объединять, а не разъединять.
Поэтому для Церкви молитва — это главное. И каждый день в наших храмах по всей Украине молятся о прекращении войны. Такая молитва звучит и за пределами Украины, в храмах других Поместных Православных Церквей, в странах Европы, в Белорусии и России, где также молятся за воцарение мира в нашей стране.

Церковь будет молиться до тех пор, пока мир не вернется на украинскую землю: для нас другого пути не существует. Надо надеяться только на милостью Божию, и на то, что Бог — по нашим молитвам — даст Украине долгожданный мир и спокойствие, приведет наш народ к единству.

— Пасха знаменует конец Великого поста. Каким он был для вас? Многие ли люди сейчас постятся, и правильно ли мы понимаем суть поста?

— Церковь говорит о том, что Пасха — самый великий праздник в православном мире. Потому что Воскресение Христово- это событие, которое полностью изменило историю человечества.

Воскресение Христово дало человеку возможность приобрести новую жизнь, стать единым со Христом побороть грех. А еще перед человеком после Воскресения Христова открылись перспективы Небесного Царствия.

Время поста – это особый период для верующих, когда все мы настраиваемся на покаяние, на борьбу с грехом, на борьбу со своими страстями. Прежде всего, надо уделить внимание своей душе, чтобы она стала чище, и наше сердце было готово встретить воскресшего Христа.

— А разве нельзя это делать, кушая мясо и молоко?

— Удаление от скоромной пищи не есть цель поста, цель поста — это духовное совершенство. А пищу мы ограничиваем для того чтобы настроится подобающим образом. Всем же известно, что на сытый желудок любое дело идет сложнее, и молитва в том числе. А когда человек умеренно принимает пищу, ограничивает себя в еде, то тогда состояние и тела и души сохраняет бодрость. И с этой бодростью он направляет внутренние силы на духовное совершенствование. Поэтому само невкушение мяса и молока не является самоцелью. Оно лишь дает возможность более внимательно всматриваться в свой внутренний мир, находить там все наносное, греховное и искоренять его.

Вообще, главное в Великий пост — не кушать друг друга. Потому во время поста мы и пытаемся наладить правильные, добрые отношения с людьми, которые нас окружают. И это тоже одна из задач воздержания. Ведь речь идет не о наших родителях, например, которых любить легко и естественно. Это сказано обо всех людях с которыми мы сталкиваемся в жизни. И Священное Писание нас четко учит любви к ближнему, так как она — высшая степень совершенства. Поэтому, если каждый научится любить ближнего как себя самого, то у нас не будет войн, разрушений, стихий, а будет мир.

— Какая Пасха вам запомнилась больше всего, и почему?

— Для священника – это большой праздник, но обычно он связан с приятной усталостью. Потому что к нему надо готовится: и по богослужебной части и по хозяйственным делам. Они требуют усилий, концентрации сил, и когда приходишь к пасхальной ночи, то эта радость пасхальная чувствуется особым образом. Важно такой миг прочувствовать, но описать его словами иногда очень трудно.

Ведь, если человек не приложил никакого труда, не постился, не молился, то этот праздник пройдет как обычный день. Да, можно пойти в храм, освятить пасху и куличи, но это будет рядовым событием. А Пасха — не обычный праздник, а особое торжество, к которому каждый верующий должен готовится.
Вероятно, то что я сейчас говорю, не совсем будет понятно вашим читателям. Суть в том, что лишь через свои собственные труды и милость Божию, через сложный великопостный путь, человек способен получить особые ощущения, понятные и радостные только ему.

Что касается Пасхи, которая больше всего запомнилась.. Наверное, всегда запоминается праздник, связанный с близкими, родными людьми. Это тот период жизни, когда я жил еще со своими родителями, учился в школе… После Пасхального богослужения мы приходили домой, вместе садились за стол, и после длительного поста разговлялись, поздравляли друг друга.

Еще одна запоминающаяся Пасха была, когда я поступил в духовную Семинарию. Все для меня было новым: Печерская Лавра была заполнена верующими… они шли и шли… будто из ниоткуда возникали толпы паломников. Ночью было просто не пройти.. для меня это стало очень запоминающимся моментом. Как и то, что служили много священников и предстоятель — Блаженнейший Митрополит Киевский. Это оставило у меня тоже особую память об этой пасхальной ночи.

— У Пасхи есть символы — кулич, крашеные яйца, вино. Люди несут освящать целые корзины снеди. А как выглядит ваша пасхальная корзина?

— Она выглядит самым обычным образом. Там пасха и крашенки. Это главное, что обязательно должно быть. Не нужно набивать в пасхальную корзинку все, что только есть дома: мясо, масло, фрукты. Ведь на самом деле та молитва, которая читается после ночного богослужения, благословляет вкушение скоромной пищи, от которой мы удерживались на протяжении всего поста. Наполнение пасхальной корзины имеет символическое значение, а потому не обязательно, чтобы ваш «кошик» был лучше и пышнее, чем у других. Главное, чтобы душа была открыта навстречу Богу, чтобы там мог пребывать Христос!

— В пасхальную ночь в Киево-Печерской Лавре очень много людей, поскольку многие желают освятить свои куличи именно в главном храме Украины. А имеет ли значение место, где были освящены куличи и пасхи? Может, в большом храме они «благостнее»? И стоит стремиться именно туда со своими приношениями?

— Никакого значения размеры храма не имеют. Это может быть в Киево-Печерской лавре.

— Главной православной святыне нашего народа. А может быть и в обычном сельском приходе. Благодать действует везде и равным образом. Главное, чтобы человек был готов её принять.

— Обычные люди часто поздравляют с католической Пасхой своих друзей-католиков, или иудеев — с Песахом. А вы сами поздравляете священников иных конфессий с их праздниками?

— Круг общения у нас широкий и самый разнообразный. И если мы знаем, что у католиков или иудеев отмечается праздник, то не лишним будет поздравить человека с днем, который важен для него. Мы не удаляемся от этого.

— Отец Виктор, есть ли у вас в друзьях католики, иудеи, мусульмане? Какие темы вы обсуждаете при встречах — светские или теологические?

— Разумеется. Но мы с ними общаемся на темы, которые нас объединяют. Если есть вопросы разъединяющие, то мы их просто не затрагиваем. Находим интересные точки соприкосновения для нашего общения и говорим о том, что нас сближает.

— Стало ли больше людей ходить в церковь сейчас, когда Украина переживает по- настоящему трудные времена гражданского противостояния, разочарования, экономических трудностей?

— Знаете, мы — украинцы, часто называем себя верующим православным народом. Но возникает вопрос: если мы такие верующие, то почему все это происходит сегодня с нашими людьми? Есть ли содержание за этими красивыми словами? Мне кажется, есть серьезные проблемы в нашем обществе, раз Господь послал Украине такие испытания.
Что касается количества прихожан, то я думаю, что могло бы намного больше людей посещать сегодня церковь… Надо отметить, что в западных областях страны народ более религиозен, и чаще ходит в храм. Так уж сложилось. На Пасху, правда, всегда много людей, потому что те, кто не знает почти ничего о Боге и о Церкви, все равно на Пасху приходят на службу. Есть даже такая шутка в народе: когда не приду в церковь- там пасху освящают. Получается, что только на великие праздники многие наши люди переступают порог храма.

Да, есть разные социологические данные насчет рейтингов доверия к церкви, их можно по-разному трактовать, но если честно, то хотелось бы, чтобы больше людей становились церковными.

— А молодежь? Насколько много молодых людей выбирают церковь, а не гаджеты, интернет и прочие соблазны? Согласитесь, сейчас мы узнаем о вопиющих случаях подростковой жестокости, как, например, избиение девушками в Чернигове своей сокурсницы. Подобные новости, увы, мы читаем каждый день.

— Конечно, это большая проблема. Но, прежде всего, ответственность лежит на родителях. Они ответственные за детей, потому что привели их в этот мир, им Бог дал чадо и они обязаны его воспитывать. Если бы молодые люди ходили в церковь регулярно, получали там правильное наставление и воспитание, то не было бы многих ужасных проблем. Тем более, что есть немало приходов, особенно в больших городах, где священник ищет подходы к молодым людям через спорт, книги, культуру, творчество.

Я знаю одного священника неподалёку от Киева, который при храме создал спортивную секцию и занимается с молодыми прихожанами спортом. Есть и футбольные, и волейбольные команды при некоторых приходах, они соревнования между собой проводят. Таким образом молодые люди приближаются к Церкви, где их не научат как убивать и обижать. Там молодому человеку объяснят, что это грех, и так поступать нельзя.

Бог учит, что надо любить человека. Ведь каждый человек, вне зависимости молодой он или старый, богатый или бедный, — образ и подобие Божие. Если мы не можем любить человека, которого видим, то как мы можем полюбить Бога, которого не видим? Через любовь к человеку познается любовь к Богу. И когда об этом проповедует священник, то он воспитывает этим словом молодое поколение.

— А вас в церковь тоже родители привели?

— Да, я с детства в Церкви. И когда школу заканчивал, то у меня не было и тени сомнения куда поступать. Я твёрдо хотел еще с 5 класса стать священнослужителем. И с нетерпением ожидал окончания десятилетки, чтобы поступить в духовную семинарию.

— Скажите ваш родственник Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, которому Вы приходитесь внучатым племянником, повлиял на ваш выбор?

— Несомненно. К его личности я всегда мысленно приближался. Он совершал служение Предстоятеля Церкви, которое объединяло наш народ и всю Украину. Он призывал к милосердию, добру, жизни по заповедям Божьим. Это все осталось в моей памяти и сердце.

— Отец Виктор, вы очень прогрессивный священнослужитель, у вас есть страница в соцсетях, активная «жизнь» в фейсбуке. Фейсбук помогает распространять Слово Божье, привлекать молодых людей в Церковь?

— Знаете, есть такое выражение: палка о двух концах. Интернет может как вредить, так и приносить пользу. Если проводить все свободное время в сети, посещать ресурсы, не несущие пользы, то это вред. А когда через соцсеть можно получать информацию о деятельности и учении Церкви, завязывать контакты с верующими людьми, со священнослужителями — это только во благо.

Я считаю, что через интернет проповедовать можно и нужно. Вы сами видите, как много сейчас в социальных сетях священнослужителей, ведущих свои страницы, очень много православных групп, созданных прихожанами и целыми приходами. Надо брать то, что дает современный мир, но — с пользой для души.

— Интересно, что Вы сами читаете в соцсетях, на какие ресурсы ходите?

— О, обычно я просто захожу в ленту своих друзей, чтобы пробежаться и увидеть, что интересного произошло в мире. Главные новости обязательно кто-то из них перепостит и прокомментирует. У меня в друзьях есть несколько человек, которые всегда выбирают нужную, правильную и актуальную информацию – через свои страницы её и распространяют. Но, много времени «сидению» в соцсетях уделять не стоит, считаю, что есть более важные вопросы. Для меня лучше книгу почитать, а ещё лучше помолиться.

— Какие вопросы чаще всего священнику задают пользователи соцсетей? Отличаются они от тех, что спрашивают в храме?

— Люди, которые ведут активную церковную жизнь, чаще задают вопросы практического характера. Например, просят объяснить, как себя правильно вести в посту, когда можно рыбу кушать в пост.

И я всегда, выходя из храма после богослужения, подхожу к своим прихожанам и общаюсь с ними. Одна моя прихожанка-бабушка в конце богослужения ко мне подходит и всегда комментирует мою проповедь, добавляет что-то свое. Видно, что женщина эта живет Церковью и слова Евангелия пропускает через себя. Это очень приятно.

— И как вы относитесь к критике в Фейсбуке?

— К разумной критике отношусь приемлемо и выношу из нее выводы. Я очень ценю, когда мои близкие люди, которые не лукавят и не подыгрывают, критикуют меня в моих действиях и словах — недостатки ведь есть у каждого человека. Это важно, потому что дает возможность исправиться, подумать над сказанным или сделанным.

Многие люди в соцсетях обращаются с просьбой помолиться за болеющих родственников: отца, мать, брата. Видят, что священник и присылают сообщения в личку. Я эти записки все сохраняю, и потом на службе поминаю в молитве.

Я вообще-то никогда и ни с кем не конфликтую. Стараюсь, по крайней мере. Если что-то кому-то не нравится, стараюсь ответить мягко, с христианской любовью, чтобы не было сор и раздоров. Хрупкий мир лучше войны, и это глобальное высказывание для ежедневных человеческих взаимоотношений тоже более чем актуально.

— А что вы порекомендуете людям, на чьи странички приходят «тролли», с целью обидеть?

— Скажу честно — у меня были такие случаи. Я считаю, что первый раз нужно такому человеку мягко и культурно ответить. Но если он имеет своей целью спровоцировать конфликт, то такой подход ни к чему не приведёт. Поэтому сознательных пакостников лучше всего отстраняться. Ведь этот человек начнет смущать не только меня — я-то могу выдержать, но и других читателей, друзей, пришедших на мою страницу в Фейсбуке. А это немало людей, которые могут оказаться втянутыми в скандал, не желая этого.

— Но как же – возлюбите врагов ваших?

— Отправить человека “в бан”, который разрушает гармонию целой группы людей, совсем не означает не любить его. Нужно молиться и желать добра всем, даже тем, кто Вам добра не желает. И это касается не только пользователей соцсетей.

Спасибо Вам, отец Виктор, за содержательную беседу.